ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЯМ С ОВЗ И ИХ РОДИТЕЛЯМ .

       Уважаемые родители, в этой статье мне бы хотелось вам рассказать о том, какую помощь вы и ваши дети могут получить от психолога в образовательном учреждении. Первое знакомство с детьми и родителями начинается, как правило, с родительских собраний или групповых консультаций общие вопросы…….

         А первое знакомство с детьми происходит, тогда, когда мы приходим в группу или если это школа то в класс и наблюдаем за детками, участвуя с ними в их привычной деятельности. Такая форма первичного общения является менее психо-травмирующей и способствует более быстрому налаживанию контакта. Когда контакт налажен, начинается важный для психолога момент – диагностический.

     Любое психологическое обследование проводится только с письменного согласия родителей. Во время обследования психолог выявляет уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, тех процессов, которые помогают человеку в жизни ориентироваться, узнавать новое и приобретать новые навыки. Для нас также важно то как ребенок общается со взрослыми и детьми, есть ли у него страхи, тревожность. Если есть трудности в поведении, то стараемся определить причину такого поведения. Продолжительность обследования зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, его личностных особенностей и психоэмоционального состояния.

      После анализа собранной информации, родители приглашаются на индивидуальную консультацию, в процессе которой обсуждаются рекомендации специалиста по вопросам воспитания и развития ребенка. В дальнейшем, на основании собранной информации психолог определяет пути, формы и методы сопровождения. Сопровождение включает в себя: психологическую диагностику, включение ребенка в подгрупповые и/или индивидуальные занятия в зависимости от того, что будет рекомендовано, а также консультирование родителей по результатам диагностики ребенка.

       Диагностический этап, является отправной точкой для реализации следующего не менее важного этапа: коррекционно-развивающего.

    Все занятия с детьми с ОВЗ называются коррекционно-развивающими – это такая форма работы взрослого и ребенка, в ходе которой решаются различные задачи по формированию способов познания и мира и коррекции тех трудностей, которые были выявлены. Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка.

      Мы используем разные формы, как групповые, так и индивидуальные. Групповые и подгрупповые формы работы чаще применяются в том случае если ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими: детьми и взрослыми, если отмечаются агрессивные формы поведения, тревожность, застенчивость. Подгруппы эти небольшие, 6-8 человек, что позволяет специалисту максимально распределить свое внимание между всеми детьми и оказывать помощь.

   На таких занятиях мы используем различные подвижные игры, элементы сказко-терапии, песочной терапии, арт-терапии, а также различные психологические игры, которые способствуют в дальнейшем успешному включению ребенка в социум.

     Еще одна из форм работы педагога-психолога - это индивидуальная. Индивидуальные формы работы чаще применяются, если ребенок имеет трудности в развитии познавательной сферы. Индивидуальные занятия проводятся на основе индивидуального образовательного маршрута, который составляется на каждого ребенка с ОВЗ, исходя из его особенностей, и учетом его возможностей. Маршрут сопровождения может разрабатываться на три месяца, на полгода и корректируется в соответствии с динамикой развития ребенка, а именно усложняться, либо упрощаться. Например, если по результатам динамического обследования психолог видит, что динамика очень слабая, значит, маршрут корректируется в сторону упрощения, если наоборот, ребенок замечательно со всем справляется, соответственно вносятся изменения в сторону усложнения. Родители знакомятся с маршрутом на заседании консилиума.

     Для осуществления психологического сопровождения в образовательных учреждениях в кабинетах психологов имеется необходимый дидактический и методический материалы. Также специальное оборудование, способствующее снятию напряжения, зажимов, а также способствующее повышению работоспособности.

    Любая работа психолога будет иметь больший результат, если родители будут активными участниками этого процесса. В этих отношениях очень важна взаимная ответственность. Иногда не учет мнений друг друга приводит к упущениям, которые потом сложней будет компенсировать. Для обращения к педагогу-психологу за консультацией, помощью Вы можете обратиться – лично записавшись, обратившись напрямую к педагогу-психологу. Насколько я знаю, у многих психологов образования на местах имеются рабочие телефоны, либо если такового нет, вы всегда можете позвонить в приемную и попросить педагога-психолога перезвонить по вашему номеру. При этом свою фамилию называть и объяснять причину обращения не нужно. Многие педагоги образования имеют личные сайты, воспользовавшись которыми, вы также можете попасть на консультацию.

     Для успешного обучения и воспитания детей в ОУ родители взаимодействует с психологом в разных формах: практикумы, семинары, открытые занятия. Если говорить о практикумах, то они дают возможность научиться практическим формам взаимодействия с детьми, семинары способствуют повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, открытые занятия позволяют наглядно увидеть те формы и методы работы, которые применяет педагог в работе с детьми и позволяют вам объективно оценить возможности вашего ребенка. Кроме того, на таких занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему. Поэтому рекомендуем Вам, уважаемые родители, посещать занятия, которые проводит педагог-психолог с детьми в образовательном учреждении.

    Надо отметить, что в отличие от работы учителя, врача, строителя результаты деятельности педагога-психолога видны далеко не сразу, иногда на это требуется даже не месяц и не два, все потому, что это процесс очень тонкий, длительный и требует выдержки и желания не только специалиста, но и родителей. Если вы сами не захотите помочь своему ребенку, то, работая один на один с ребенком, педагог-психолог многого не достигнет. Поэтому призываю вас к взаимодействию. – очень категорично!!! Только совместные усилия и терпение, основанные на принципах доверии и взаимопомощи могут дать положительные результаты в решении имеющихся трудностей в развитии ребенка? - пусть заметные не сразу, а через более длительный срок.

    Существует множество вопросов, с которыми вы можете обратиться к педагогу-психологу: вопросы воспитания и развития вашего ребенка, вопросы взаимодействия с ним. Мы поможем разобраться в вопросах детско-родительских отношений. При своей работе педагог-психолог сохраняет конфиденциальность полученной информации, поэтому вы можете не беспокоиться о разглашении информации и тонкости вашего обращения. Всегда рады вам помочь!

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

   Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания. Поступление в детский сад – важное событие в жизни ребенка и всей семьи. Проблема адаптации очень волнует и родителей и воспитателей.

   Детский сад - новый период в жизни ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.

   Чтобы малыш быстрее привык к новым условиям детского сада, воспитатели и родители в тесном контакте должны создавать психологический комфорт, условия, помочь, положительно настроить.

   Родители должны знать определенные правила поведения в адаптационный период: осознать, что надо выполнять требования, просьбы воспитателей; прислушиваться к советам, рекомендациям; а воспитатель, в свою очередь должен неуклонно выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка. Если одна из сторон нарушает, допускает ошибки, то ребенок к детскому саду привыкает долго и болезненно. Поэтому еще до того как ребенка в первый раз приведут в детский сад, родители могут познакомиться с воспитателями той группы, которую будет посещать их малыш: осмотреть групповые помещения, вместе с воспитателем обсудить, как облегчить ребенку период адаптации. Дайте возможность ребёнку привыкать к детскому саду постепенно, безболезненно. Не торопите! Всему свое время! Не заставляйте насильно быстро привыкать! Для этого нужно приводить ребенка в детский сад примерно за месяц до выхода на работу.

   У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность). Дети-флегматики ведут себя заторможено, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Повышение температуры тела. Снижение уровня речевой активности. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

   Дети одного и того же возраста по-разному адаптируются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

   Выделяют три степени адаптации:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

   У всех детей адаптация идет по своему пути. Всегда стоит вопрос, какие дети менее болезненно переносят адаптацию. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Легче адаптироваться:

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее).
  • Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

   К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
  • Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. 

   Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?

  • Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания
  • Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.

   Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально)

  • В течении 3-4 дней ребёнок посещает детский сад 1-2 часа. постепенно время прибывания увеливается;
  • При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребёнка целесообразно воздержаться от посещения детского сада на 2-3 дня;
  • Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец. Ведь он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит на работу. В детском саду тебе будет интересно, ты познакомишься и подружишься с другими ребятами и взрослыми. Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного, что ты узнал нового.

    Помощь нужна еще и маме! Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно: Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее. поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание.

    Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

 

СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

 Поэтому мы должны способствовать не только физическому здоровью, но и психоэмоциональному благополучию дошкольника. 

Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Всё это не способствуют снижению психоэмоционального напряжения детей.

Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Педагоги встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов. В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме формирования личности ребенка,  сохранению и укреплению здоровья детей.

 Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции психологами и педагогами часто используются различные арт-терапевтические технологии. 

Мне бы хотелось вас познакомить с интересным, доступным в приминении всеми педагогическими работниками методом сохранения психоэмоционального здоровья детей – Мандалы.

Метод мандалы – одно из направлений арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

 

Впервые мандалы открыл Карл Густав Юнг. Мандала -  в переводе с санскрита – круг, диск,орбита, прострнсто,  Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако и вас и меня интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психолого-педагогическое содержание. Психолого-педагогический ресурс мандалы огромен. Само по себе рисование образов в круге несет позитивное воздействие, даже если последующего анализа не предполагается. Мандала, в первую очередь, - это инструмент саморазвития, дающий возможность самостоятельно работать со своим эмоциональным состоянием и корректировать его.

Способы работы ребенка с мандалой:

  •   активный (ребенок сам рисует мандалу);
  • смешанный (ребенок выбирает раскраску-мандалу);
  • пассивный (ребенок выбирает готовую мандалу и с ней работает).

Мандалы могут быть как изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, делают из металла, камня, дерева и т.п.Они хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми мандалы применяют:

  •  в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Педагогами мандала может с успехом применяться для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности.

С какого возраста можно заниматься созданием мандал?

1–2 года    Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).

3–5 лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый,  серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр.

 6–7лет  Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Основные правила при работе с мандалой:

  • Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  • Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  • Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.
  • Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
  •  Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка без его согласия.
  •  Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
  • Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  • На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
  • Необходим использовать музыкальное сопровождение.
  • После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой.
  • Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.

    Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!

В заключении хотелось бы обратить ваше внимание на то, что использование мандал возможно не только в решении психопрофилактических и психокоррекционных целях, но и в решении образовательных задач. Примеры вариативного использования мандал представлены на слайде: как видите это палочки кьюизинера, различный геометрический конструктор, мозаики, природный материал. Что еще раз подтверждает широкие возможности использования данного метода. Но нужно помнить, что мандала – это всегда изображение в круге.

 

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей.

 Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой- нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Давайте вместе разберёмся: компьютер- добро или зло; чем является компьютер для ребёнка? Вы абсолютно правы- игрушкой, необычной и привлекательной.  

В чём же особенность компьютера? Чем он отличается от любой другой игрушки?

-Компьютер является интерактивным средством.

-Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

-Компьютер- дополнительное педагогическое средство развития ребёнка.

-Компьютер-многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив сдерживает его. Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста.

 Конечно, представить жизнь без компьютеров и телевизоров, совершенно однозначно, человечество уже не в состоянии. Когда любая сфера деятельности во всем мире компьютеризирована, полностью ограждать свое любимое чадо от электроники просто глупо. Ребенку необходимо изучать этот мир таким, каков он есть. И, разумеется, родителей волнует вопрос вреда компьютера и телевидения для детей.

Малыши, появившиеся на свет в 21 веке, с самого рождения уже окружены всевозможной техникой. Сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры, ноутбуки, планшетники, электронные книги – список можно продолжать еще долго. И, порой, к веселым огонькам этих электронных систем ребенок тянется гораздо охотнее, чем к своим игрушкам. Мы, взрослые, получили все это уже в сознательном возрасте, и можем самостоятельно отличать разницу между реальным миром и выдуманной компьютерной реальностью. А что же наши дети? А дети, особенно маленькие дети, они еще не достаточно хорошо различают реальность от виртуальной реальности. До 3 лет никаких компьютерови бесконечных мультфильмов! Хотя бы до 3 лет... Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое "прикольное".

Разрешая ребёнку играть в компьютерные игры следует обращать пристальное внимание на выбор игр, на их назначение. Существует несколько разновидностей компьютерных игр:

Развивающие игры (логические) Это компьютерные игры, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.

 

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребёнка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая.

Обучающие игры Это игровые программы дидактического типа в которых в игровой форме предлагается решить одну ил несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры Action « Стрелялки» Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «убей их всех». Они развивают моторные функции, но не познавательные, при этом оказывают отрицательное влияние в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. Травмируют психику ребенка. 

 Игры-симуляторы Сюжет игры-симулятора предполагает воспроизведение в игровой ситуации действий из реальной жизни. Различные варианты гонок, управление самолетом, кораблями и т. д. относятся к наиболее известным симуляторам.

 Компьютерные игры для дошкольников должны быть увлекательными, развивать внимание, быстроту реакций, тренировать память. Выполнение всех игровых заданий должно обучить ребенка аналитически мыслить в нестандартных ситуациях, классифицировать и обобщать понятия; развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. Кроме того, игра должна быть осмысленной и простой одновременно, с низким уровнем агрессии, иметь обучающий характер.

Нужно ли отрывать ребенка от компьютера?

Если с ребенком случается истерика, когда его отрывают от компьютерных игр, возможно, политика взрослых относительно умной машины изначально неправильна. Бывает так, что родители то сильно беспокоятся о здоровье ребенка, запрещая ему долго играть, то словно забывают об этом, позволяя сидеть за компьютером часами.

Когда в семье нет единого мнения взрослых по поводу компьютера, ребенок поступает так, как считает нужным. Если вы видите, что ребенок чрезмерно увлекся компьютерными играми, постарайтесь переключить его внимание на другое увлечение (спорт, подвижное хобби). Если ребенок предпочитает получать информацию из интернета, честно поговорите с ним о качестве той информации, которую он изучает. Компьютер не принесет вреда ребенку при разумном подходе.

Компьютер и здоровье ребёнка

Тут всё дело в чувстве меры. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

ПОМНИТЕ!!! Все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере. Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками.

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 Как правило, о нарушении семья узнает непосредственно в родильном доме, где и получает первичную информацию. Эта информация носит констатирующий медицинский характер, оставляя мать с чувством растерянности, беспомощности и безысходности. Рождение ребенка с нарушениями в развитии неизбежно наносит родителям и всей семье психологическую травму, но степень ее тяжести зависит и от того, кем, когда и в какой форме была сообщена информация.

 Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.

 Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.

Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

 

 Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является процесс поэтапного создания системы всесторонней поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидов.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды, либо любые другие дети в возрасте от 0-18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. 

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, — в таких, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Образование для всех. Именно такая идеология положена в основу понятия «инклюзивное образование». Этот подход исключает любую дискриминацию детей, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В настоящее время инклюзивный подход к образованию лиц с ОВЗ в системе образования является одним из самых острых и дискуссионных вопросов современного этапа развития отечественной системы специального образования.

Базовым принципом инклюзивного образования, является прием в обычные учреждения «всех детей, несмотря на их особенности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей».

Выстроить процесс обучения под потребности каждого ребенка – вот основная задача инклюзивного образования. От того как она будет решаться, зависит судьба полумиллиона наших детей.