ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Работа дошкольного психолога направлена на помощь ребенку, а взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родители, воспитатели) повышают ее эффективность. Работа педагога-психолога ведется по основным направлениям деятельности: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультирование. 

Целью  деятельности педагога-психолога дошкольного  учреждения является   содействие  полноценному развитию   личности  воспитанников,  обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

 Психологическая диагностика.

Цель: получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Для реализации данного направления осуществляется:

  • Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
  • Наблюдение за адаптационным периодом детей 1-2 младшей групп;
  •  Диагностика детей среднего возраста с целью выявления воспитанников с особыми образовательными потребностями;
  •  Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
  • Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе;
  • Анкетирование педагогического коллектива на выявление социально-психологического климата ДОУ;
  • Анкетирование родителей на выявления уровня удовлетворенности родителей оказываемой образовательной услугой.

Коррекционно-развивающая работа

Этому направлению уделяется очень большое значение.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

В данном направлении реализуется:

  • выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми  группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
  • индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

Психологическое просвещение и профилактика

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста;
  • предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
  • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.

Реализуя данное направление педагог-психолог осуществляет:

  • сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги;
  • анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу.
  • выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Реализация данного направления деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Подробней о работе педагога-психолога в детском саду.

Автор :